ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО: КАК МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

К четырем годам особое внимание малыша привлекают буквы. Сначала он учится различать их, называть, находить в тексте или на табличках. 

Следующим этапом становится желание написать эти самые буквы. Родители, возможно, замечали, что буквы расположены в беспорядке, некоторые слова или буквы написаны справа налево, т.е. в зеркальном отражении. Это предпосылки зеркального письма.

Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. 

Один из способов диагностики зеркального письма такой: возьмите два карандаша, один из них положите на столе в вертикальном направлении, а второй приложите к нему с правой стороны под прямым углом. Попросите ребенка проделать то же самое с двумя другими карандашами, опираясь на образец. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть зеркально. Такую ошибку он способен совершить и в процессе копирования простых фигур. Если ребенок неправильно выложил карандаши, палочки, нарисовал фигуры, то, скорее всего, и буквы он будет писать неправильно. 

Проявление зеркального письма встречается часто в возрасте 5-7 лет, когда пространственное восприятие еще не развито достаточно, на этапе знакомства с написанием букв. 

Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых ребенок может писать буквы в зеркальном отражении: 
— несформированность зрительно-пространственных представлений; 
— нарушение зрения; 
— нарушение зрительного восприятия; 
— скрытая леворукость. 

Зеркальное письмо – это одно из проявлений оптической дисграфии, она связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». 

Зеркальное письмо и несовершенство аналитического механизма легко проходит в более взрослом возрасте и зеркальное написание уже не входит в привычку. 

Скрытая леворукость не нуждается в ожидании взросления, при правильном подходе ее последствия можно устранить уже в младшем возрасте. 
Детский невролог поможет определить точную причину неправильного письма и даст рекомендации, как научить ребенка писать буквы правильно. 

Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что пятилетний малыш написал букву в зеркальном отражении, не стоит. 

В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. У них проявляется особая направленность восприятия, при котором они видят предметы, находящиеся на расстоянии 40 сантиметров и ближе, в перевернутом виде. И зеркальное написание буквы происходит из-за того, что ребенок видит ее именно в таком положении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно. 
Со временем это явление должно пройти. Но, конечно, чем раньше ребенок избавится от этого затруднения, тем лучше будет для него самого.

Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято, а сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Как научить ребенка писать буквы правильно? 

  • Прежде чем учить писать буквы, необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве, крепко-накрепко выучить право и лево, уметь копировать различные рисунки и фигуры. Например, даете ребенку ложку и говорите: "Положи ложку справа (слева) от чашки". Или берете любые палочки и предлагаете ребенку их выложить так, как вы сказали. А сами даете разные задания – положи справа, положи выше, положи выше синей палочки и т.д. 
  • Удобно использовать геометрические фигуры разного цвета и давать задания по дифференциации предметов по форме, размеру и цвету. Для этих игр можно использовать и любой подручный материал: пуговички, крышечки, камушки, счетные палочки, прищепки. С помощью таких нехитрых заданий мы можем научить ребенка легко и быстро определять право–лево. 
  • Если вы замечаете, что ребенок пишет буквы или рисует зеркально, следует приложить максимум усилий на развитие зрительно-пространственного восприятия, координации движений, умения ориентироваться в пространстве и на бумаге. 

Если с такими заданиями ребенок справляется верно, то трудностей с написанием букв у него не будет.

Попова Галина Андреевна

Логопед

Логопед высшей квалификационной категории. Стаж работы 40 лет.

Подробнее
Симптомы:

заикание, ребёнок не выговаривает звуки или плохо стоит предложения, ребёнок имеет маленький словарный запас

Направление работы:

Детская логопедия. Специализируется на речевой диагностике, коррекции звукопроизношения, занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Владеет методиками логопедического массажа.