ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Один из самых волнующих вопросов для родителей – развитие речи у ребенка. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

Что может стать причиной задержки речевого развития у ребёнка?

— органическое поражение центральной нервной системы;
— ее функциональные изменения (аутизм, отставание общего нервно-психического развития);                                                          
— дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, аденоиды);
— задержки речевого развития иного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов).

Отдельной строкой здесь хочется написать о педагогической запущенности – порой родители имеют слабое представление о том, как нужно проводить время со своим ребенком, или не имеют этого времени вообще.

Виды нарушений речи у детей:

Афазии, алалии и дислалии, дизартрии (псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая), дис- и афонии, бради- и тахилалии, заикание. Как видите, нарушений много, и какое именно из них имеется (а, может, и вовсе нет) у вашего ребенка, разберется только специалист.

На что родителям нужно обратить внимание, чтобы вовремя показать ребёнка специалисту?

В первую очередь, на темпы речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов – не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослыми;

— к двум — двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цветов;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

  •   Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги; первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу».
  •   Период с года до двух – время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми фразами, могут обобщать предметы по определенному признаку.
  •   Период с двух до трех лет – время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

К какому специалисту следует обратиться родителям, если они заподозрили задержку речевого развития у своего ребёнка?

Не будет ошибкой, если родители  обратятся к своему лечащему доктору, – для ребенка таковым является педиатр, – который наравне с неврологом и логопедом может определить нарушения речи. Но в любом случае для подтверждения нарушений и назначения какого-либо лечения, а также мероприятий по их коррекции, необходима дополнительная консультация невролога и логопеда. В этом треугольнике специалистов не важно, с какого угла зайдут родители, важно – не закрывать глаза на проблему, вовремя ее выявить и начать ею заниматься.   

Какие существуют методы лечения?

Методы лечения определяются в зависимости от вида выявленных нарушений, их тяжести и выраженности. Основными направлениями работы с детьми, имеющих нарушения со стороны речи (задержка речевого развития или трудности произношения), являются логопедические занятия, психолого-педагогические коррекционные мероприятия,  в некоторых случаях психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Медикаментозное лечение в этом ряду стоит на последнем месте и заключается лишь в ноотропной поддержке детей, которые стараются усвоить новый для него навык вербального общения. Дополняют лечение физиопроцедуры и специализированный (логопедический) массаж.

Родители должны принимать активное участие в решении этой проблемы, чтобы не разорвать преемственность и  комплексность всей проводимой работы с детьми.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом;

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями – должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику;

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить;

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не ограничивайте "общение" ребенка домочадцами и их родственниками

Общение с другими детьми, посещение развивающих групп для малышей, детского сада социализируют ребенка и побуждают его к общению на общепринятом языке.

Задержка речевого развития, часто сочетающаяся и с нарушением психического развития, – тяжелейшее полиэтиологическое состояние детского возраста. Ни в коем случае нельзя придерживаться успокаивающе-выжидательной тактики. Требуется активное обследование и интенсивное лечение с привлечением специалистов различного профиля, взаимодействие с семьей, работниками детских дошкольных учреждений и школ. Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

Остались вопросы? Запишитесь на прием к детскому неврологу!

т. (391) 200—50—03

 

Андрианов Алексей Валерьевич

врач невролог

8 лет

Подробнее
Симптомы:

Головные боли, беспокойство, частые и обильные срыгивания у младенца, сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении, плаче и даже иногда в спокойном состоянии, очень поверхностный, беспокойный сон у младенца, судороги, поджимание пальцев при опоре на стопу или на "цыпочки", задержка развития речевого и психомоторного аппарата, синдром дефицита внимания, нарушения поведения, эмоциональная неустойчивость, нарушение формирования навыков чтения, письма, счета.

Направление работы:

Наследственные и инфекционные, онкологические и сосудистые болезни нервной системы детей, травматические поражения нервной системы, эпилепсия, функциональные расстройства нервной системы