Задержка речевого развития
В настоящее время, при плановом профилактическом осмотре «узкими специалистами» медицинского учреждения в 3 года жизни ребенка все большее количество родителей при обращении к логопеду слышат заключение от специалиста: «У Вашего ребенка задержка речевого развития».
Естественная позиция родителя — защитить своего малыша, доказав, что ребенок все понимает и все делает и он вообще нормальный! Он отлично играет с игрушками и строит сложные замки из конструкторов. Ребенок «говорит», но активно при помощи мимики и жестов, или даже звукоподражательными слогами, но мы то, родные понимаем его!
Задача логопеда успокоить родителей в том, что их ребенок физически здоров, но стоит обратить внимание на следующие факторы риска, которые привели к задержке речевого развития. Соответственно,если они были — сделать первый шаг на пути развития речи малыша.
Какие основные причины, влияющие на темп развития речи ребенка?
- перинатальные патологии;
- родовые травмы;
- наследственность;
- болезни головного мозга;
- травмы головы;
- проблемы со слухом и зрением;
- особенности в строении артикуляционного аппарата (нарушения прикуса, укорочение подъязычной связки).
При этом стоит так же учитывать факторы, предрасполагающие к задержке речи у детей, а именно:
- Беременность мамы проходила с угрозой прерывания, токсикозом, ОРВИ; роды со слабой родовой деятельностью, стимуляция.
- До конца первого года ребенок наблюдался у врача-невролога по органическим поражениям ЦНС,травмам шейного отдела позвоночника; функциональным изменениям в психо-моторном развитии ( по двигательным навыкам «сидеть-ползать-ходить»: ребенок значительно опережал либо отставал в границах сензитивных периодов)
- Ребенок очень мало (до 2 месяцев) либо наоборот, более полутора лет находился только на грудном вскармливании, позже сосал бутылочку или соску-пустышку/палец (до 2 и более лет)
- Ребенок не очень активен в общении, не любит слушать обращенную к нему речь, либо наоборот: ребенок не знает «границ» социального поведения, не пользуется речевыми поведенческими общепринятыми стандартами в собственной деятельности.
- Ребенок хаотично манипулирует игрушками, особо не играя ими. Либо наоборот: «застревает» на одной игрушке, не придавая внимания другим способам игр и развлечений.
- Ребенок предпочитает чтению книг и прослушиванию чтения сказок-просмотр ТВ программ или других электронных носителей информации.
- Речь ребенка скудная, по большей части отдельными звукопоражательными слогами (би-би, вместо машинки; гав-гав, вместо собаки и т. п.).Активная жестовая речь с использованием мимики лица.
- Ребенок плохо ориентируется в своем теле и пространстве.
- Слабо сформированы гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Ребенок очень избирателен в питании, ест однотипный набор продуктов, предпочитая простые углеводы,продукты с большим количеством сахара; пюреобразную пищу.
Необходимо предупредить родителей о том, что не стоит ждать значительных сдвигов в развитии речи ребенка в первые недели занятий. Помним о том, что мы (логопед—родитель) будем работать на «перспективу» или на зону актуального развития: будем закладывать знания, умения и навыки в психо- моторном развитии , которые как пусковой механизм дадут толчок для развития речи ребенка.
Какие основные рекомендации по развитию речи ребенка до трех лет?
1. Жизнь ребенка должна быть вся озвучена. Разговаривайте с малышом, как со взрослым, не «сисюкая», коверкая язык; все предметы и явления называем своими именами.
2. Ограничьте время просмотра ТВ программ, исключите игры на компьютере, гаджетах; уменьшите количество игрушек, хаотично разбросанных в квартире; все это не дает толчка к развитию речи, а лишь «отвлекает», перегружая основные анализаторы от ежедневной продуктивности в развитии речи.
3. При диалогах с ребенком обращайте его внимание на вашу артикуляцию; показывайте как работает ваш язык, губы, щеки.
4. По возможности делайте систематически артикуляционную гимнастику; если малыш еще совсем мал, то на помощь вам придут продукты и еда из холодильника: йогурты, варенье, сметана (можно слизывать с губ, зубов, неба); твердые кусочки пищи можно «перекатывать» из одной щеки в другую, присасывать к небу, глотать физиологичным способом, а именно через «точку покоя» в артикуляционном аппарате.
5. Если малыш не любит есть твердую пищу, то несмотря на это надо приучать давать пробовать жевать сначала любимые продукты (как правило это фрукты), постепенно расширяя границы гастрономических пристрастий.
6. Учите громко-тихо петь под различные детские песенки -потешки, для развития модулированности голоса , а так же ритмо-мелодической стороны речи; учите отхлапывать ритмичную музыку.
7. Читайте книги!Этот навык формируется постепенно. Вводите « ритуальное чтение» перед сном,читая малышу простые сказки с серией повторяющихся историй: «Репка» ,«Три медведя» и т. п. Эти кумулятивные (цепочные) сказки основываются на повторах и характерной рифме, позволяющей без страха ошибки рассказать сказку самостоятельно малышом. Пересказывайте сказки. Задавая наводящие вопросы, с учетом речевых возможностей ребенка.
8. Развивайте координацию движений; делайте зарядку;гимнастику для крупной и мелкой моторики.
9. Танцуйте с ребенком, качайтесь на качелях, катайтесь с горок, учите кататься на велосипеде, роликах, коньках; играть с мячом: ловить -кидать его. Развивайте ловкость и координацию движений. Все это активизирует межполушарное взаимодействие,а соответственно дает толчок для активизации работы речевых зон.
10. Чаще бывайте с ребенком на различных концертах, выставках, в поездках: все это активизирует эмоциональное состояние малыша, давая толчок на вербализацию (речь). Одновременно не перегружая физически и эмоционально, стараясь придерживаться режима дня своего малыша.
В случае посещений логопедических занятий родители должны принимать активное участие в коррекционно-развивающей работе, являться преемниками в работе с логопедом.
К сожалению, очень часто, задержка речевого развития ведет к вторичной задержке психического развития, что является фактором не успешности ребенка в младшем и старшем дошкольном возрасте, и как следствии трудностями при овладении образовательными программами в школьный период.
Предупреждение и преодоление задержки речевого развития ребенка довольно долгий процесс, но чем раньше будет начата работа по развитию речевых возможностей ребенка, тем эффективнее будут результаты в виде чистой речи вашего малыша.
Запись на консультацию к логопеду (391) 200-50-03
Подобед Сергей Олегович
Логопед-дефектолог
Стаж 33 года
Нарушения произношения отдельных звуков, нарушение произношения группы звуков; Нарушение определения и дифференциации звуков на слух и при письме; Недоразвитие фонетико-фонематических представлений; Общее недоразвитие речи; Моторная алалия.
Направление работы:Эксперт с большим стажем в вопросах логопедии, дефектологии и психологии. Автор более 35 методических пособий по развитию детей. Помогает устранить нарушения произношения отдельных звуков, нарушение произношения группы звуков; Нарушение определения и дифференциации звуков на слух и при письме; Недоразвитие фонетико-фонематических представлений; Общее недоразвитие речи; Моторная влалия; Сенсорная ялалия; Дизартрия; Сенсомоторная влалия; Ринолалия; Дисграфия; Неразвитость лексико- грамматических представлений; Затруднения формирования высказываний и составления законченных высказываний, рассказов;