10 ОШИБОК РОДИТЕЛЕЙ, ИЗ ЗА КОТОРЫХ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Заканчивается май, последний учебный месяц.  Школьники уйдут на долгожданные летние каникулы, но для родителей будущих первоклассников начинаются самые «горячие» дни. Они решают сложную задачу — как подготовить ребенка к школе, чтобы он  был успешным и с удовольствием ходил в школу?

Важно помнить, что готовность к обучению состоит не только из интеллектуальных и физических способностей. Большую роль играет желание учиться. Давайте разберем типичные ошибки и найдем способы помочь ребенку адаптироваться к школе. 

Увы, но очень много людей сдаются и отказываются идти к своей цели, потому что им не хватает веры в себя, им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!». А закладывается и развивается способность быть активным, целеустремленным, готовым преодолевать трудности в самом раннем детстве.

На самом деле, мотивация к достижениям, включая обучение, заложена в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Вспомните свои ощущения, когда вам удавалось справиться с трудным заданием. Приятно, правда? Так и у ребенка — если он не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. 

Почему же ребенок, вопреки его природной способности получать радость от освоения нового, не хочет учиться в школе?

ТОП—10 типичных ошибок родителей, из-за которых ребенок не хочет учиться:

  • Ошибка №1. Ребенок психологически не готов к обучению 

Многие взрослые полагают, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам.

Решение: Через игру развивайте произвольное поведение ребенка. Поиграйте с ребенком в «Графический диктант».

Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».

  • Ошибка №2. Стремление отдать ребенка в школу как можно раньше

Куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Ребенка рано отдают в школу, без учета степени биологического созревания организма и общей физической готовности выполнять школьные требования. 

Решение: Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность и опыт, то их точка зрения будет очень важна. 

  • Ошибка №3. Школа без детского сада

Ребенок не посещает детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию навыков коммуникации, когда ребенок учится соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, чтобы играть с другими и жить в коллективе.

Решение: Старайтесь отдать ребенка в детский сад хотя бы за год до того, как он пойдет в школу. Если такой возможности нет — заменой может стать регулярное посещение больших детских коллективов (хор, спортивные игры, большие творческие коллективы)

  • Ошибка №4. Конфликты в семье

ребенок не хочет учиться

Неблагополучный эмоциональный фон в семье. Частые ссоры и конфликты дома забирают львиную долю сил у ребенка, и поэтому он не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Решение: Никогда не ссорьтесь при ребенке. Если ссора все же возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно. Так, чтобы дети видели, что вы помирились, ваш союз восстановлен, им ничто не угрожает. 

  • Ошибка №5. Нет четкого распорядка дня

Отсутствие четкой организации жизни ребенка и несоблюдение режима дня – дети, которые посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Решение: "Порепетируйте" распорядок школьника до того, как начнется учебный год. Организуйте «тренировочные» утренние сборы: заправка постели, умывание, чистка зубов, одевание. Причем делать все это ребенок должен сам, а Вы запаситесь терпением. После завтрака можно выйти на небольшую прогулку, чтобы ребенок стал более активным, — это будет имитацией похода в школу. Далее, когда малыш придет домой, посадите его за стол, дайте задание, позанимайтесь с ним.

После обеда ребенку нужно отдохнуть. Обеденный сон очень полезен, особенно для самых маленьких. Но увы, первокласснику уже не придется спать днем, и в случае, когда ребенок привык к дневному сну, постепенно и плавно, приблизительно за месяц, нужно перейти на другой режим, без дневного сна. Период с 16.00 до 18.00 — самый идеальный для домашнего задания, в это время давайте ребенку решать уравнения, читать, рисовать.

  • Ошибка №6. Противоречия родителей в системе требований и запретов

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей. Тогда у ребенка есть возможность «столкнуть родителей лбами» или пожаловаться на них бабушке если ему не хочется что-то делать.

Решение: Придерживайтесь одинаковых правил для поведения ребёнка, договоритесь с домашними о них заранее. Плохо — если мама разрешила, а папа запрещает. Если что-то запрещено, то должно быть под запретом всегда, и не должно зависеть от настроения родителей. Сегодня добрая, разрешаю, а завтра буду злая, поэтому нельзя. Научитесь правильно аргументировать свой запрет на что-то, объясните почему это нельзя. Например, нельзя играть с острыми предметами, потому что ребёнок может поранится, будет очень больно и так далее.

  • Ошибка №7. Физическое наказание ребенка

​Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, чрезмерная опека.

ребенок не хочет ходить в школу

Решение: Просто запомните — шлепая ребенка, вы учите его бояться Вас. Не наказывайте, а объясняйте ребенку почему его поведение Вас расстраивает

  • Ошибка №8. Отговорки не принимаются

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности развития и пр.)

Решение: Наблюдайте за ребенком. Убедитесь, что он хорошо себя чувствует. В случае повышенной активности, неусидчивости, невозможности сосредоточиться покажите малыша неврологу, чтоб исключить синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  • Ошибка №9. Сравнение с другими детьми

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, помещение ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Решение: Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Не подшучивайте над ребенком, в его присутствии не обсуждайте с другими взрослыми и педагогами его поведение. Не критикуйте результаты деятельности, но в игровой форме озвучивайте замечания и помогайте добиться результата. Помогайте ребенку осознать свои даже самые незначительные достижения и открыто радоваться этому. 

  • Ошибка №10. Нежелание учитывать интересы ребенка

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях. 

Решение: Не проецируйте на ребенка свои желания. Позвольте ему развиваться самостоятельно и выбрать свою дорогу в жизни. Не надо ставить перед ним задачу выполнить то, что вам не удалось. Каждый ребенок - это индивидуальность, личность, свой особенный микрокосм. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким хотелось бы его видеть.

 

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе