ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МАНИПУЛИРУЕТ РОДИТЕЛЯМИ

Вспомним все те неловкие ситуации, когда хочется спрятаться под землю от стыда, например, в очереди в магазине ребенок стучит ногами, бьется в истерике, плачет, орет и требует, чтобы ему купили конфету. Эта истерика — манипуляция чистой воды. Ведь ребенок понимает, что вокруг зрители, что он ведет себя вызывающе и пользуется этим, чтобы добиться своего любой ценой. 
Конечно, первой реакцией родителя будет сделать все, что угодно, лишь бы ребенок замолчал и прекратил его позорить. Но насколько правильно такое поведение? Не является ли это дополнительным стимулом для ребенка продолжать поступать также? 

Прежде чем начать бороться с маленьким манипулятором, давайте разберемся, кто он такой и каковы возможные причины данного поведения, и тогда станет понятнее, что с этим делать. 

Под манипулятором мы будем понимать — человека, преследующего свои интересы, и разными способами вынуждающего другого участника выполнять нежелательные для него действия. 

Причины детских манипуляций:

  • Запрос на внимание от родителей. Это самый очевидный ответ, но не всегда понятно, что значит дать внимание. Вариантов много, один из самых надежных, это когда родители вместе с ребенком увлеченно занимаются одним делом, обмениваются мыслями и чувствами. 
  • Подражание за взрослыми. Если родители сами практикуют получение желаемого только через выполнение условий: «Съешь кашу, получишь конфету!». Ребенок быстро учиться и тут же возвращает эту модель поведения родителю. «Купи куклу, я тогда буду слушаться» 
  • Защитное поведение. При высоких требованиях со стороны взрослых, ребенок начинает бояться не соответствовать ожиданиям и начинает избегать ситуаций-неудач, манипулируя болезнями и недугами. 
  • Привлечение союзников. Когда между взрослыми нет договоренностей о единых правилах поведения, дети быстро это используют себе во благо. Мама не дает конфетку? Попрошу у бабушки! Папа не пускает гулять? Пожалуюсь маме! 
  • Шантаж. Часто родители торгуются с ребенком, обменивая сладости или игрушки на послушание. Дети быстро учатся, поэтому очень скоро появляются условия с его стороны, смысл которого в следующем: «Дай то, что хочу, или не буду слушаться» 

Озвученные причины, повод задуматься кто кого воспитывает и что следует поменять взрослым, чтобы ребенок вырос хорошим человеком? 

Как справиться с детскими манипуляциями? 

— Игнорирование провокаций. Речь идет не о равнодушии, а именно о здравом подходе, когда Вы спокойно и сдержанно реагируете на проявление детской истерики. 
— Личный пример. Нет смысла ждать от ребенка того, что Вы не делаете сами. Будьте последовательны в своих требованиях и собственным поведением показывайте, что хорошо, а что плохо. 
— Перестаньте критиковать. Не редко родители сравнивают своего малыша с другими и явно не в его пользу. «Вот посмотри какой Вася хороший мальчик, а ты непослушный». «Вот Маша аккуратная девочка, а ты грязнуля!» и т. п. Если у Вас такое есть, то не удивляйтесь, что ребенок начнет манипулировать, чтобы защитить себя от унижения и получить внимание и любовь таким способом. 
— Постоянные правила. Запретов и жестких правил лучше иметь небольшое количество, потому что если их много,то в них начинают путаться сами родители, а дети их просто все не запомнят. Введенные правила универсальны и действуют всегда. Например, нельзя обижать животных т.п. 

Существует еще много причин возникновения манипуляции, а значит и способов реагирования. Как поступить в конкретной ситуации, решать только Вам. А для расширения собственных вариантов поведения можете почитать разные книги и рассмотреть разные взгляды на эту тему. 

Полезная литература: 
— Галина Данилова. "Манипуляции — нет!" 
— Елена Перепелицина "Воспитание детей — рискованное дело!" 
— Любовь Щербатова "Злое искусство манипулирования" 
— С. Биддалф "Нестандартные родители"

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе