ОСТОРОЖНО! ПРАВИЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Вам хочется, чтобы Ваш ребенок не дерзил старшим, был воспитанным и послушным? Конечно, многим родителям этого хочется! Но Вы не спешите с ответом... Все не так просто, как кажется.

Мечта любого родителя:  добрый, дружелюбный ребенок, умет общаться и со взрослыми, и со сверстниками, избегает конфликтных ситуациях. Он не проявляет раздражения, злости или тем более гнева и ярости ни словами, ни действиями. Кажется, что это образец доброты и хороших манер. Такого ребенка почти невозможно уговорить сыграть даже отрицательного персонажа на утреннике в школе или детском саду. Если ему предлагают исполнить роль Бабы-яги на новогоднем утреннике, то, несмотря на то, что эта роль более яркая и эмоциональная, он будет чувствовать себя неловко  и всячески демонстрировать свою положительность, стремясь к  традиционным добрым ролям.

Возможно, у вас уже возник вопрос: "Ведь все хорошо, зачем говорить об этом? С них нужно брать пример остальным". Вот здесь-то вы и ошиблись. Именно эти "правильные" дети, которые в своем поведении придерживаются принципа кота Леопольда, зачастую очень нуждаются в помощи. К сожалению, это редко понимают окружающие, потому что с ними легко и комфортно. Но что чувствует сам ребенок,  ведущий такую "правильную" жизнь?

Знаете ли вы кого-то, кто никогда не сердится и не обижается? Верно, любой, даже самый добрый и замечательный человек в течение жизни обязательно попадает в ситуации, которые вызывают у него отрицательные эмоции. А в мире чувств, так же как и в физическом мире, действует единый закон: ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Иными словами, наши эмоции не исчезают бесследно с течением времени, а то, какой след они оставят в нашей жизни, зависит от того, как мы к ним относимся и как привыкли поступать в ситуациях, вызывающих в нас раздражение, возмущение, злость или гнев.

 Какая же судьба может быть у отрицательных эмоций?  Всем хорошо известны и понятны способы, когда возникшее в душе человека отрицательное чувство выливается наружу. В худшем случае это может быть в форме физической расправы с обидчиком, в лучшем - словесное выражение своих переживаний в неоскорбительной форме. К средним вариантам относятся перенесение своей злости на неодушевленные предметы, например битье посуды, или выражение своих негативных эмоций с помощью  брани и словесных нападок.

А что происходит с чересчур правильным ребенком, который всего этого не делает и вообще никак внешне не реагирует на  обидную ситуацию?

У него есть два варианта.

Оставить все напряжение внутри или найти способ выразить свои эмоции во вне.

Что происходит, когда ребенок выбирает первый вариант? Куда направятся эмоции, если им не предоставили ни одного выхода наружу? Конечно "вовнутрь"! То есть этот замечательный ребенок обратит негативные эмоции против себя самого. Что это означает для его внутреннего мира?

  • Во-первых, когда агрессия становится внутренней, то это влияет на здоровье ребенка - он начинает часто болеть, как бы наказывая себя за те негативные эмоции, которые у него "смели" возникнуть. 
  • Во-вторых, перенесенная на себя агрессия неизменно скажется на самооценке мальчика или девочки. Ведь все отрицательные эмоции, возникшие в общении с другими, теперь обращены на самого себя, а это значит, что ребенок будет чувствовать себя "плохим": недостаточно умным, не умеющим разрешать конфликты, недостаточно предусмотрительным, словом, человеком, который "сам во всем виноват" и достоин всяческих наказаний. Естественным следствием таких убеждений является то, что такой человек всех прощает (даже когда его об этом не просят), часто испытывает чувство вины (что соответственно сказывается на его настроении и самочувствии) и недооценивает все свои достижения (даже если окружающие восхищаются ими). 

Если в портрете "правильного" ребенка, избегающего агрессии даже в ситуации игры, вы узнали своего сына или дочь, то задумайтесь, почему он так себя ведет? Зачем он так отчаянно стремится быть хорошим, даже тогда, когда самое время проявить свои отрицательные чувства?

Об этом и о  том, что с этим делать поговорим в следующей статье.

 

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе