ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Даже новорожденные активно воспринимают в информацию и каждый день узнают много нового. В дополнение к сбору новой информации о людях вокруг и мире вокруг них, младенцы также постоянно открывают что-то новое в самих себе.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 МЕСЯЦЕВ

Первые три месяца жизни ребёнка — время чудес. Основные открытия в этом возрасте заключаются в изучении основных чувств и добывании информации о своём теле и окружающей среде. В течение этого периода большинство детей начинают:

• более чётко различать объекты на расстоянии около 33 см;
• фокусировать взгляд на движущихся объектах, в том числе на лицах родных;
• различать сладкое, солёное, горькое и кислое;
•тразличать углы и объёмы;
• различать все цвета спектра, видимые человеком;
• отвечать на изменения вокруг посредством мимики;
• демонстрировать упреждающее поведение — обусловленное корневым или сосательным рефлексом — рядомс соском или бутылочкой.

ОТ 3 МЕСЯЦЕВ ДО ПОЛУГОДА

В раннем детстве развивается способность к восприятию. В возрасте от трёх до шести месяцев у младенцев начинает развиваться более чуткое восприятие. В этом возрасте большинство детей начинают:

• узнавать лица взрослых;
• отвечать на выражения лиц других людей;
• узнавать звуки и реагировать на них;
• подражать мимике взрослых.

ОТ ПОЛУГОДА ДО 9 МЕСЯЦЕВ

Заглянув внутрь сознания младенца — нелёгкая задача. В конце концов, исследователи не могут просто спросить ребёнка, о чём он или она думает в данный момент. Чтобы узнать больше о психических процессах, происходящих в голове ребёнка, исследователи придумали ряд творческих заданий, раскрывающих внутреннюю работу мозга ребёнка. В возрасте от шести до девяти месяцев, по данным исследований, большинство детей начинают:

• понимать различия между живыми и неживыми объектами;
• называть отличия между картинками, изображающими разное количество объектов;
• использовать относительные размеры объекта, чтобы определить, как далеко он находится;
• задерживать взгляд на «невозможных» вещах — таких, как, например, объекты, парящие в воздухе.

ОТ 9 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

По мере того, как малыши становятся более физически развитыми, они способны всё активнее исследовать мир вокруг них. Умение сидеть, ползать и ходить — лишь некоторые из способностей, которые позволяют детям больше познавать и понимать мир вокруг. Уже к году большинство детей способны:

• понимать концепцию постоянства объекта — идею о том, что объект продолжает существовать, даже при том, что если его не видно в данный момент;
• подражать жестам и выполнять некоторые действия;
• отвечать жестами и звуками;
• с удовольствием рассматривать иллюстрированные книги;
• производить манипуляции с объектами, поворачивать их, пытаться поместить один объект в другой и т.д.

ОТ ГОДА ДО 2 ЛЕТ

После достижения годовалого возраста, физическое, социальное и умственное развитие ребёнка, кажется, начинает меняться не по дням, а по часам. В этом возрасте дети проводят огромное количество времени, наблюдая за действиями взрослых, поэтому важно, чтобы родители и воспитатели подавали хорошие примеры поведения. Большинство детей в этом возрасте начинают:

• понимать слова и реагировать на них;
• определять похожие объекты;
• объяснить разницу между «я» и «ты»;
• подражать действиям и речи взрослых;
• указывать на знакомые предметы и персонажи в иллюстрированной книге;
• учиться путём исследования.

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

В возрасте двух лет дети становятся всё более самостоятельными. Поскольку они могут теперь лучше исследовать мир, обучение на этом этапе является результатом их собственного опыта. Большинство двухлетних ребят способны:

• сортировать объекты по категориям (например, животные, цветы, деревья и т.д.);
• набрасывать кольца на колышек в определённом порядке — от большего к меньшему;
• подражать более сложным действиям взрослых (например, играя дома, они делают вид, что стирают белье или готовят пищу и т.д.);
• определять их собственное отражение в зеркале;
• выполнять простые поручения родителей и воспитателей;
• называть объекты на иллюстрациях в книге;
• соотносить объекты со сферой их применения.

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Дети этого возраста более способны анализировать окружающий мир в сложных случаях. Как отмечается, они начинают распределять и классифицировать вещи по различным категориям. Поскольку дети принимают всё более активное участие в процессе обучения, они также начинают задавать вопросы о мире вокруг них. «Почему?» — один из самых распространённых вопросов этого возраста. В возрасте трёх лет большинство детей способны:

• демонстрировать понимание прошлого и настоящего;
• активно искать ответы на вопросы;
• узнавать, наблюдать и воспринимать инструкции;
• организовывать объекты по размеру и форме;
• понять, как сгруппировать объекты по цвету;
• дольше концентрировать внимание на предмете — от 5 до 15 минут;
• задавать вопросы («Почему?») с тем, чтобы получить информацию.

ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Приближаясь к школьному возрасту, дети лучше пользуются словами, подражают действиям взрослых, считают и выполняют другие виды деятельности, которые важны для готовности к школе. Большинство ребят в возрасте четырёх лет способны:

• рифмовать слова;
• определять и называть большое количество цветов;
• рисовать лица;
• считать до пяти;
• рассказать, где они живут;
• рисовать то, что они часто называют и описывают.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРОЙТИ ВСЕ ЭТАПЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ?

Для многих родителей поощрение интеллектуального развития ребёнка вызывает вопросы. К счастью, дети с самого начала желают учиться. Очень скоро образование станет огромной частью жизни растущего ребёнка, но именно вот в эти ранние годы его нужно начинать под влиянием близких — родителей и других родственников. Это означает, что родители находятся в уникальном положении, он могут сами определять, как их дети будут учиться, думать и развиваться.

Дома родители могут поощрять своих детей к проявлению интеллектуальных способностей, помогая детям понять окружающий их мир. Когда младенец проявляет интерес к объекту, родители могут помочь ребёнку прикоснуться к нему, изучить его, а также рассказать о том, что он собой представляет и для чего существует. Например, когда ребёнок смотрит на погремушку, родитель может поднять предмет и поднести его, спросив «Миша, хочет погремушку?», а затем встряхнув погремушку, чтобы продемонстрировать, что она делает.

Когда дети становятся старше, родители должны продолжать поощрять активное исследование ими мира. Попробуйте набраться терпения — в этот период все маленькие дети задают, кажется, бесконечное множество вопросов обо всём, что их окружает.

Родители также могут задавать детям вопросы, чтобы помочь им творчески подходить к решению задач. Например, такие вопросы, как «Как думаешь, что произойдет, если мы..?» или «Что может произойти, если мы..?» позволят детям придумать оригинальные решения проблем. Так, родители могут стимулировать интеллектуальное развитие и формировать у ребёнка уверенность в себе.

По материалам сайта http://aboutyourself.ru

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе