НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА: В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Самооценка — один из самых важных критериев, который участвует в формировании личности на протяжении всей жизни. Самооценка имеет решающее значение в процессе становления и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Она определяет отношение к себе и людям, направление и уровень активности, уровень притязаний, особенности поведения человека. От самооценки зависит, решается ли он на определенные действия, достигает ли большего или довольствуется тем, что имеет. Ее уровень может варьироваться в зависимости от условий и обстоятельств, но основы самооценки закладывается родителями в самом раннем детстве.

Существует базовая самооценка – общее восприятие и отношение к себе как к личности и частная самооценка – оценка своих умений и способностей в конкретной сфере.

Так, если ребенок говорит «Я плохой» - это проявление базовой заниженной самооценки, а если ребенок говорит: «Я плохо рисую» - это частности, конкретная область или навык где ребенок оценивает свои способности.

Базовая самооценка формируется в первые пять лет жизни и мало изменяется на протяжении всей жизни, частная самооценка более гибкая и легче изменяется на протяжение всего времени.

Изначально, от природы, самооценка у детей высокая, но в процессе общения с окружающими, она может подвергаться изменениям. Ребенок принимает на веру оценку и отношение к себе, оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.

Задача родителей – не превратить изначальное мнение «Я хороший» в «Я плохой», потому что именно родители и ближайшее окружение, является людьми, чью оценку перенимает ребенок, трансформируя ее в самооценку.

Подсчитано, что в среднем, в возрасте от одного года до пяти лет дети обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова “нет”, “не делай”, “нельзя”, “лучше не надо”, “не следует”. Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для отрицательного разговора с собой, который, в свою очередь, порождает ограничивающие убеждения и действия.

Для создания позитивной самооценки говорите больше: “да”, “ты можешь”, “почему бы нет”, “мог бы”.

Уже к 3-4 годам, статус и положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Дети, к которым негативно относится воспитатель и которые, получают много замечаний и являются непринятыми или непопулярными среди сверстников, имеют низкую самооценку.

Заниженная самооценка обнаруживает себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных заданий. Типичным для детей проявлением заниженной самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению, нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант - агрессивное поведение как ответная реакция на несправедливое отношение окружающих.

В дальнейшем низкая самооценка может привести к:

  • Развитию «комплекса неполноценности»;
  • Задержке личностного развития;
  • Зависимости от окружающих;
  • Замкнутости и необщительности
  • Отрицательному отношению к сверстникам;
  • Мстительности и враждебности.

Как самостоятельно определить уровень самооценки малыша?

Сделайте с ним два простых теста:

Тест «Ступени»

Можно использовать с трехлетнего возраста.

Необходимо нарисовать 10 ступеней и объяснить малышу, что внизу находятся плохие дети, на следующей ступеньке те, которые немного лучше и так по возрастанию. На вершине лестницы находятся лучшие малыши. Спросите ребенка: "На какой ступени он расположил бы себя?" Пускай изобразит себя там, где считает необходимым.

Результаты теста:

— если ребенок изображен на 1-3 ступени снизу - у него пониженная самооценка;

— если кроха изображен на 4-7 ступени, тогда у него адекватная самооценка;

— если изображение малыша находится на 8-10 ступеньке, то уровень его самооценки повышен.

Упражнение «Беседа»

Задайте ребенку шесть вопросов. За каждый положительный ответ он зарабатывает 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.

1. Ты хороший?

2. Ты добрый?

3. Ты красивый?

4. Ты умный?

5. Ты послушный?

6. Ты аккуратный?

Результаты теста:

— если ребенок набрал 6 баллов – у него высокая самооценка;

—  если ребенок набрал 5-4 - балла – у него средний уровень самооценки;

—  если результат составил 2 – 3 балла – у малыша низкая самооценка;

—  если малыш получил 0 – 1 балл – у него очень низкая самооценка.

В норме, у детей дошкольного возраста самооценка является повышенной, они часто располагают себя на десятой ступени или дают все положительные ответы. Если малыш дал себе заниженную оценку, поговорите с ним, почему он так думает и сделайте для себя выводы, что вам следует делать по-другому, что бы у ребенка была хорошая самооценка.

В следующей статье поговорим о том, какие еще есть способы, чтобы повысить детскую самооценку.