НАТАЛЬНАЯ ТРАВМА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

Натальная травма шейного отдела позвоночника. Что скрывается за этим диагнозом? Чем грозит? И почему важно как можно раньше провести УЗИ шейного отдела позвоночника.

Не удивительно, что в первый год жизни за состоянием и развитием ребенка пристально наблюдают педиатр и узкие специалисты, ведь именно в этот период ребенок приобретает и развивает важные навыки, и чтобы ничто не мешало ребенку расти здоровым, важно не пропускать плановые посещения врачей до года (в возрасте 1 мес, 3 мес, 6 мес, 9 мес, 12 мес). И если имеется какая либо патология, то как можно раньше выявить ее и устранить причины. В этом нам помогают различные лабораторные и инструментальные обследования. Наряду с плановыми (обязательными) обследованиями (такими как УЗИ головного мозга, брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов) родителям необходимо помнить о важности проведения УЗИ шейного отдела позвоночника (зачастую врачи почему то упускают данное обследование из внимания). Нередко в неврологической практике встречаются натальные повреждения шейных позвонков.

Итак, начнем!

Шейный отдел позвоночника человека является самым тонким, подвижным и чувствительным отделов. У плода он еще более нежный. По этой причине любое насильственное сгибание, растяжение или поворот может стать причиной травмы.

Термин «натальная» означает что травма получена во время родов. Ниже приведены примеры, по которым могло произойти то или иное повреждение шейного отдела.

Во время родов случаются травмы шейного отдела следующих типов:

— Ротационная травма
— Дистракционная травма
— Сгибательно-компрессионная травма

Ротационное повреждение шейного отдела позвоночника возникает, когда в процессе родов акушеры помогают ребенку в продвижении по родовым путям. Манипуляции осуществляются руками или акушерскими щипцами. Совершаются ротационные движения головкой ребенка, которые могут приводить к подвывихам атланта (первого шейного позвонка), повреждению сочленения первого и второго позвонков. Возможно смещение атланта и сужение спинномозгового канала, сопровождающееся сдавлением спинного мозга.

Когда формируется крупный плод, то в некоторых случаях при естественных родах акушеры вынуждены прикладывать чрезмерные усилия. Это чревато дистракционными травмами: отрывом тел позвонков от дисков, разрывами связок в шейном отделе и повреждением спинного мозга.

Сгибательно-компрессионные травмы чаще всего случаются при стремительных родах, особенно, если плод крупный. Головка ребенка встречает сопротивление пока двигается по родовым путям, из-за этого могут быть переломы тел позвонков компрессионного характера.

Даже небольшая натальная травма не может пройти незамеченной, вне зависимости от тяжести, травма будет иметь свои последствия. Повреждение шейного отдела позвоночника всегда сказывается на самочувствии малыша, его поведении, состоянии его нервной системы.

Симптомы:

  • нарушение сердечного ритма;
  • мышечная гипотония;
  • синюшность носогубного треугольника;
  • беспокойство;
  • вялое сосание;
  • частое и обильное срыгивание  «фонтаном»

При осмотре можно выявить:

  • удлинение или же укорочение шеи;
  • напряжение мышц шеи и затылка;
  • отечность шейных мышц;
  • кривошею

И если вовремя не обратить на это внимание и не начать лечение, проблема сама по себе никуда не денется, и последствия могут быть непредсказуемыми.

Иногда очевидных последствий травмы нет. Это не означает, что ребенок абсолютно здоров. Повреждение шейного отдела позвоночника напрямую влияет на кровоснабжение головного мозга. Вследствие нарушения кровоснабжения затрудняется процесс доставки кислорода и питательных веществ к клеткам головного мозга, что в свою очередь может повлечь за собой гипоксическое повреждение головного мозга, в результате чего малыш может отставать в развитии.

Некоторые последствия вообще проявляются только ближе к дошкольному и школьному возрасту. На тот момент их уже мало кто связывает с полученной при рождении травмой. Такие последствия как — задержка речевого и/или психомоторного развития, а в более старшем возрасте появляются головные боли, сколиоз, вегето-сосудистая дистония, повышение артериального давления, гипотония. Так же  травма шейного отдела оставляет свой отпечаток и на психическом здоровьи ребенка.

Поступая в школу, такие дети могут испытывать проблемы в учебе, они бывают как заторможенными, так и гиперактивными, что не лучшим образом сказывается на их общении с окружающими, плохая память, низкая концентрация внимания, снижение мотивации к учебному процессу. Плохая учеба, нарушения поведения приводят к понижению самооценки и еще больше усугубляют негативные процессы в нервной системе.

  • Если у новорожденного натальная травма ШОП, первое и самое главное мероприятие – это фиксация шеи.
  • При вывихе прежде, чем фиксировать шею, ортопед должен вправить шейные позвонки на место. Фиксация осуществляется с помощью специального метода пеленания, когда шея оказывается заключенной в жесткий ватно-марлевый валик. Пеленать таким образом нужно не меньше 2-3 недель.
  • Также врач может назначить ношение воротника Шанца. Подбирать такой воротник нужно строго индивидуально, ориентируясь на вес и объемы тела малыша. Неправильно подобранный воротник может только усугубить проблему шейного отдела. Через 3-4 недели после начала лечения наступает следующий этап, который направлен на восстановление мышечного тонуса и нормализация функций нервной системы. На этом этапе проводится массаж, различные ванны, физиопроцедуры (электрофорез).

Подобные курсы восстановительной терапии на первом году жизни нужно провести 2-3 раза. Находиться на учете у детского невролога и ортопеда можно достаточно долго, в зависимости от того, как успешно идет восстановление.

 

Евпак Ольга Викторовна

врач невролог

стаж работы 4 года

Подробнее
Симптомы:

Головные боли, беспокойство, частые и обильные срыгивания у младенца, сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении, плаче и даже иногда в спокойном состоянии, очень поверхностный, беспокойный сон у младенца, судороги, поджимание пальцев при опоре на стопу или на "цыпочки", задержка развития речевого и психомоторного аппарата, синдром дефицита внимания, нарушения поведения, эмоциональная неустойчивость, нарушение формирования навыков чтения, письма, счета.

Направление работы:

Наследственные и инфекционные, онкологические и сосудистые болезни нервной системы детей, травматические поражения нервной системы, эпилепсия, функциональные расстройства нервной системы