ЛЕВША и ПРАВША

Чем отличаются левши от правшей?

Отличие левшей от правшей не заканчивается на том, что они просто пользуются разными руками. Стоит помнить, что это разные доминирующие полушария головного мозга, влияющие на восприятие информации, разное отношение к ней, способности и поведение человека.

Левое полушарие мозга отвечает за:

  • конкретное мышление;
  • математические вычисления;
  • правую руку и правую ногу;
  • речь;
  • правый глаз и правое ухо;
  • чтение и письмо;
  • двигательную сферу.

Правое полушарие мозга отвечает за:

  • абстрактное мышление;
  • образную память;
  • левую руку и левую ногу;
  • ритм и восприятие музыки;
  • интонации;
  • левый глаз и левое ухо;
  • ориентировку в пространстве;
  • чувственную сферу.

Тест на леворукость.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо – «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Стоит ли переучивать левшей?

Большинство специалистов и родителе считают, что это не только не имеет смысла, но и вредно для ребенка, т. к. может привести к неврозу. Поэтому переучивая левшу, мы будем безуспешно пытаться переделать природу человека. Даже если ребенка заставить научиться успешно пользоваться левой рукой, то ведущее полушарие мозга у него останется прежним. Однако, полезно развивать обе руки, позволяя ребенку самому выбирать, что и какой рукой ему делать.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

- В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей» - ген LRRTM1, который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. 
- Согласно археологическим данным, после первоначально одинакового использования обеих рук произошла асимметрия в сторону использования правой.

- Единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости, нет. Французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя – так как сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары.

- Древние германцы, сравнивая левшей и правшей,  нарекали первых неумехами  за неумелое обращение с оружием и инструментами. Их обвиняли в пособничестве дьяволу и колдовстве.

- Древней Греции считали, что левша способен приносить счастье, ведь он состоял в родстве с богами. Почти так же полагали китайцы и индусы. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

- Есть совсем фантастическая теория объясняющая появление левшей. Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе