КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Этапы речевого развития – примерный график развития речи малыша

Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. 
Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? 

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.

4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

— в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.  
— в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), 
— имеет трудности с сосанием или жеванием (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока), 
— в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно.
— в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием».
— в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,
— в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
— к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов, 
— к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,
— к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки, 
— к 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),
— к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,
— к 4-5 годам не произносит свистящие и шипящие звуки (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ)
— в 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), 
— к 5-6 годам не произносит звуки: р, рь, л, ль
— «картавит»,«шепелявит», «гнусавит» — срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,
— пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,кому специалисту, как детский лого

Советы специалиста:

- Старайтесь заниматься с ребенком ежедневно, даже в выходные и праздничные дни, по 10 – 15 минут. Исключением могут быть лишь те дни, когда малыш плохо себя чувствует.

- Для занятий выбирайте время, когда ребенок не слишком возбужден или, наоборот, не слишком устал.

- Создавайте эмоционально положительный фон занятия.

- Помните, что для занятия с ребенком можно использовать и время дороги в детский сад, и момент, когда вы готовите ужин, а малыш крутится возле вас, и минуты, когда вы укладываете кроху спать.

- Если вам даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, помните, что делать ее с ребенком вы должны ежедневно и перед зеркалом.

- Если вашему малышу уже поставили и ввели в речь звуки, следите за этими звуками в речи ребенка, требуйте, чтобы он говорил правильно. Помните, что ваша речь всегда должна быть образцом для подражания.

Попова Галина Андреевна

Логопед

Логопед высшей квалификационной категории. Стаж работы 40 лет.

Подробнее
Симптомы:

заикание, ребёнок не выговаривает звуки или плохо стоит предложения, ребёнок имеет маленький словарный запас

Направление работы:

Детская логопедия. Специализируется на речевой диагностике, коррекции звукопроизношения, занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Владеет методиками логопедического массажа.