КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

Как помочь гиперактивному ребенку?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Причин может быть много, начиная с физиологических факторов заканчивая социальными. Поэтому главный вопрос который больше всего волнует родителями - это: «Что с этом делать?»

Первое — это принять, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, или убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Помните, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Второе — настроиться на комплексную и системную работу совместно с ребенком, быть готовыми, что она займет достаточно большое количество времени и сил, но в итоге принесет Вам желаемый результат.

Что же нужно делать?

Грамотно лечить. Это может быть как медикаментозное так и не медикаментозное лечение. Обратите особое внимание, если в анамнезе есть травма позвоночника, то необходима консультация остеопата, или мануального терапевта, или невропатолога-ортопеда, чтобы выправить позвоночник и нормализовать кровоснабжение мозга. Далее важно будет укрепить позвоночник в правильном положении. Для этого необходимо ежедневно в течение 3-4 месяцев делать соответствующий укрепляющий массаж и определенные упражнения. Если этого не делать, то через месяц или еще раньше позвоночник вернется в свое исходное не правильное положение, что приведет к ухудшению в поведении и учебе, и лечение надо будет начинать сначала. Если дефект позвоночника не выправлен, то занятия спортом и массаж вредны, так как закрепляют позвоночник в травмированном состоянии. Также нужно уметь самому и научить ребенка навыкам самомассажа и приемам саморегуляции через использование дыхательных и релаксационных техник, которые помогаю снимать напряжение и перевозбуждение.

Соблюдать режим. Глядя на гиперактивного ребенка, создается впечатление, что у него море энергии, но это заблуждение. На самом деле такие дети быстро устают, а двигательная активность может являться следствием переутомления. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, ребенок применяет адаптивную стратегию: при помощи двигательной активности он активизирует центры равновесия, ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Поэтому первостепенно важно обеспечить ребенку здоровый, энергосберегающий образ жизни (то есть разумный, размеренный режим дня, спокойную обстановку, развивающие игры со спокойным взрослым).

Учить необходимым навыкам. Вы должны грамотно планировать каждый день жизни ребенка, то есть знать заранее, что и когда он будет делать, набраться терпения и помогать ему во всем. Это означает, что все надо делать вместе с ребенком. (Не за него, а вместе с ним.) Например, ребенку можно 10 раз сказать, чтобы он убирал игрушки, но никакой разумной деятельности в этом направлении от него не добиться. Он может либо продолжать играть, либо берет игрушки в руки и не знает, куда их положить, либо начнет играть с тем, что собрался убирать. Надо поступать проще, сказать ребенку: «Давай убирать игрушки», — и начать это делать вместе с ним, объясняя, указывая, куда какие игрушки ставить или складывать. Если Вы 2-3 недели регулярно будете это делать вместе с ребенком, а для каждой игрушки или игры найдете постоянное место, то скоро ребенок будет убирать игрушки самостоятельно, более того, у него будут формироваться автоматизмы организованного поведения. Он просто привыкнет все делать вовремя и аккуратно. Ему, конечно, нужно будет постоянно (до окончания лечения) напоминать о том, что и когда следует делать, желательно периодически в этом участвовать, но всю работу он будет выполнять самостоятельно, без капризов и сопротивления.

Регулярно заниматься. Важно учить ребенка рассуждать, быть любознательным и наблюдательным, то есть направлять усилия на интеллектуальное развитие. Это можно делать в игровой форме во время прогулки, перед сном или в любое удобное для Вас время. Важнее то, что по мимо общего развития, Вы формируете доверительные отношения, тесную эмоциональную связь и когда Ваш малыш подрастет, Вы можете быть уверены, что сохраните уважение и теплоту своих отношений. Так же полезно выделять специальное время для проведения развивающих занятий. Вы, наверное, замечали, если ребенок не устал, находится в спокойной обстановке с терпеливым взрослым, то его поведение абсолютно нормально. Он может спокойно заниматься тем, что ему нравится, играть в тихие игры, сидеть с книжкой или у компьютера, смотреть любимую телепередачу. В спокойной обстановке он легко обучается, хорошо делает уроки, не допускает ошибок по невнимательности. Идеальный режим обучения: 5-15 минут работать и 3-7 минут отдыхать, потому что в этот момент ребенок отвлекается и перестает реагировать на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение следующих 5-15 минут Тоже касается специальных игр, развивающих внимание и повышающих контроль поведения, которые необходимо использовать для развития и улучшения адаптации ребенка. Полезно ежедневно играть в какие-то из следующих игр:

- Игры для развития быстроты реакций, координации движений.

- Пальчиковые игры для развития сенсорики, мышления и речи.

- Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

- Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

- Работа с пластилином, глиной, водой и песком для развития тактильности, речь, воображения, нормализацииэмоционального состояния.

- Игры для развития внимания, памяти и образного мышления с использованием методов эйдетики

Научиться правильно давать инструкции ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и сесть за стол. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Учить общаться другими детьми. Сам он, оказываясь в группе, не сможет и не научится конструктивно взаимодействовать. Вам его надо учить общению, когда он играет с одним или двумя детьми. Гиперактивному ребенку надо объяснять и показывать, как попросить игрушку, как ответить, то есть по ходу общения спокойно сообщать, что ему надо говорить и делать. Если ребенок при помощи взрослого приобретет игровой опыт, то, оказавшись в детсадовской группе или в школьном классе, уже сможет сам установить отношения.

Уметь правильно реагировать на поведение ребенка. Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Ваша похвала и позитивная реакция необходима вашему ребенку для закрепления желаемого поведения.

Работать над собой. Да, не удивляйтесь! Хотите чтобы Ваш ребенок был счастливым, будьте сначала счастливы сами. От родителей требуется большое искусство для сохранения хороших супружеских отношений и развития навыков в общении со своим ребенком. И этому тоже надо учиться, потому что Ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на состояние малыша, чем он младше, тем более восприимчив к изменениям настроения родителей. Поэтому жизненно необходимо обращать внимание и уделять время построению собственного благополучия. Счастливые мама и папа лучший образец для подражания.

Вы должны понимать, что любую проблему в жизни и в семье можно решить, что с подобными сложностями сталкиваются все и многие уже нашли оптимальные способ решения, а значит и у Вас все получиться. В основе успеха лежит Ваша любовь и вера в ребенка, плюс систематические занятия. На полное решение всех вопросов потребуется время и силы, но если Вы сейчас поможете своему ребенку справиться с трудностями, то в дальнейшем в его жизни будет больше успехов и радости ...

Если Вам нужен совет или помощь в решении данных вопросов, то специалисты клиники помогут выбрать подходящие для Вас способы решения и подберут оптимальную программу развития для ребенка с учетом его способностей.

 

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе