КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬСЯ?

Знакомое чувство? Иногда эти чувства могут быть очень сильными, обида, гнев, растерянность. Но если мы, взрослые, испытываем такие переживания, то что чувствует в этот момент малыш? Что он на самом деле хочет нам сказать, когда нарушает установленные правила и не слушается?

Все, с одной стороны, просто и одновременно сложно.
Логично, что если что-то происходит, то для этого есть причина. У каждого человека есть базовые потребности, нарушение которых приводит к изменению его поведения. Потребность в эмоциональном тепле, любви, принятии, уважении и поддержке является для ребенка такими же важными как сон, питание, физическая защищенность и т. п. Поэтому если ребенок ведет себя не так как ожидается, значит ему чего-то не хватает.

Как помочь ребенку удовлетворить эти потребности? Способов много. И один из них: говорить ему особые слова с особой интонаций в нужных ситуациях.
Есть волшебная формула, превращающая самых отчаянных «непослушников» в образцовых детей, важно повторять ее как можно чаще.

Итак, если ребенок не слушается, то Вы говорите ему спокойным, доброжелательным голосом, примерно, следующее:

1. Опишите что вы видите в данный момент (- Я вижу, что ты сейчас раскидываешь игрушки.)
2. Опишите, что вы чувствуете ( - меня это расстраивает)
3. Опишите, что вы хотите вместо этого (- собери, пожалуйста, игрушки в коробку )
4. Спросите его мнение и предложите выбор (- как тебе самому хочется это сделать? Прямо сейчас или через 15 минут?)
5. Выразите веру в ребенка (- я зная, что у тебя это получится хорошо)
6. В процессе выполнения поддержите малыша (- Ты молодец, я вижу как ты стараешься. Мне это очень приятно)
7. В конце обязательно поблагодарите (- Спасибо больше тебе за то, что ты все убрал. Ты мне очень помог.)
8. Спросите о его чувствах. (- А тебе самому приятно?)

Каждый пункт здесь не случаен и по-своему важен. Если вы возьмете себе за правило, в разных ситуациях выстраивать диалог по этому принципу, то малыш будет чувствовать, что его мнение для вас важно, у него есть право выбирать. Такой подход поможет ребенку вырасти уверенным в себе и успешным человеком, умеющим принимать решения.

Далее мы приводим примеры фраз поддержки, которые можно использовать при общении с ребенком, чтобы вместо протестов и криков с его стороны, получить взаимную радость, удовольствие от совместно проведенного времени и настоящего Помощника.

Фраз, которыми мы ВДОХНОВЛЯЕМ И ПОДДЕРЖИВАЕМ РЕБЁНКА
ОПИШИТЕ, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ:
1. Вот это да! Комната чистая!
2. Я вижу, тебе очень нравится рисовать.
3. Какие яркие краски ты используешь!
4. Я вижу, ты сам выбрал себе одежду!

ОПИШИТЕ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ:
1. Мне так приятно заходить в такую чистую комнату.
2. Я очень люблю заниматься и играть с тобой.
3. Когда смотрю на яркие шарики на твоём рисунке, мне так радостно.
4. Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь.

ПОКАЖИТЕ ВЕРУ В РЕБЁНКА:
1. Я тебе доверяю.
2. Я в тебя верю.
3. Я уважаю твоё решение.
4. Это непросто, но у тебя обязательно получится.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА УСИЛИЯХ И СТАРАНИЯХ
1. Как ты стараешься!
2. Я вижу, ты очень много труда вложил в это
3. Я вижу, как сильно ты старался
4. Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!

БЛАГОДАРИТЕ ЗА ПОМОЩЬ И ВКЛАД
1. Спасибо больше тебе за то, что ты... (конкретное дело)
2. Спасибо за то, что ты сделал
3. Спасибо большое за твою помощь
4. Спасибо за твоё понимание

ПОБЛАГОДАРИТЕ ЗА ВРЕМЯ, ПРОВЕДЁННОЕ ВМЕСТЕ:
1. Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе
2. Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра
3. С тобой очень интересно
4. Мне очень понравилось, как мы поиграли

РАЗВИВАЕМ ВНУТРЕННИЙ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У РЕБЁНКА
1. Что ты сам думаешь об этом?
2. А тебе самому приятно?
3. Что тебе здесь самому больше всего нравится?
4. А тебе самому как бы хотелось?

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе