ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?                                       

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна.  Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель - научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму. 

Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятерка. Задача мам и пап – помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.

 К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной сложности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

Очень полезны для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму различные шнуровки.

Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус.  Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги  на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее приклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку.

Необходимо также научить ребенка уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметрическое вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников ( проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закругленными концами).

Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание.  Раскраски для ребенка — это непросто веселое времяпрепровождение.  Главное предназначение раскрасок — тренировка детской руки. Ребенок учится правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать внутри контура, не выезжая за границы.

Раскраски помогают ребенку научиться управлять движениями своей руки, учат усидчивости, развивают концентрацию внимания. Все это отличная подготовка руки к письму.

Сегодня родителям доступны раскраски для детей всех возрастов, есть даже многоразовые раскраски и раскраски с цветным и толстым контуром. Огромное количество раскрасок с любимыми героями можно просто скачать и распечатать на принтере.

Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Такие простые задания, как лабиринты, учат ребенка ориентироваться на листе бумаги, чертить линию, не отрывая карандаша от листа. Не менее интересны и задания, где требуется соединить точки с цифрами, чтобы получится рисунок.

Подобные задания развивают усидчивость, аккуратность, движение рук, логику и мышление.

Рисунки по клеточкам, узоры.

Эти задания, в которых ребенку нужно обвести рисунок или узор по клеточкам, а потом повторить его самостоятельно по образцу. Это очень похоже на простые прописи. Такие задания уже можно считать целенаправленной подготовкой к школе.

Ребенок должен научиться правильно держать ручку или карандаш, быть аккуратным. Тренируется усидчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

 Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединить по порядку.

 Используйте разнообразные трафареты. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

 Попросите малыша обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложить такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.

 Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так – продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш согласится чертить даже закорючки, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.

Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!

Попова Галина Андреевна

Логопед

Логопед высшей квалификационной категории. Стаж работы 40 лет.

Подробнее
Симптомы:

заикание, ребёнок не выговаривает звуки или плохо стоит предложения, ребёнок имеет маленький словарный запас

Направление работы:

Детская логопедия. Специализируется на речевой диагностике, коррекции звукопроизношения, занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Владеет методиками логопедического массажа.