Дислалия у ребенка: помощь и профилактика
До недавнего времени дислалия считалась одним из самых часто встречающихся речевых нарушений. До середины 20-го века её называли «косноязычием». Это когда ребенок неправильно произносит звуки и только звуки. Ничего больше.
Несмотря на то, что дислалия самое простое нарушение, самостоятельно оно не проходит и для его исправления может понадобиться помощь логопеда.
Для дислалии характерны такие виды речевых нарушений:
- отсутствие звука (выпадение);
- искажение звука;
- замена на другой звук.
Важно отличить дислалию от иных речевых проблем. При дислалии ребенок на слух различает все звуки речи, и даже если он неправильно произносит звук, он сознает, что нужно сказать по-другому.
Виды дислалии:
— Механическая дислалия. Причины механической дислалии могут быть самые разные — укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей, неправильное строение зубов, неба, толстые губы, язык и т.д. Время её возникновения – любое. Слух при этом сохранный. Может быть вторично нарушено фонематическое восприятие. Возможны нарушения письменной речи. Такое нарушение речи полностью преодолевается при условии медико-педагогического воздействия.
— Функциональная дислалия . Этот вид дислалии может возникнуть до 4-5 лет (период речевого развития). Если нет особенностей в нарушении строения речевого аппарата, то в этом случае дефект звукопроизношения возникает из-за: подражания чьему-то неправильному говору; педагогической запущенности; неправильной культуры речи в семье; неумения держать язык в правильном положении; недоразвитие фонематического слуха; быстрых переходов языка от одного движения к другому.
В структуре речи может быть нарушен фонематический слух. Такой дефект речи может быть полностью преодолим при условии педагогического воздействия.
В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед. В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более пяти.
Для профилактики дислалии следует соблюдать некоторые правила:
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную речь. Если в окружении есть кто-то с дефектами звукопроизношения, аккуратно объясните ребенку, что лучше учиться говорить как «другой человек», тот, у кого звуки правильные.
- Старайтесь не «облегчать» ребенку жизнь, кормя его мягкой пищей. Не нужно чистить огурчик, перетирать в пюре яблочко – человек должен жевать, чтобы тренировались и мышцы артикуляторного аппарата в том числе. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.
- Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, т.е. не пользуйтесь смягченными вариантами звуков, детским произношением – мячик, а не «мясик», коза, а не «козя». Ребенок во всем подражает взрослым, и в речи тоже.
- Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, шнуровать ботинки, застегивать мелкие пуговицы. Воспитатели детских садов, которые просят родителей покупать обувь на липучках, оказывают детям «медвежью услугу». Дело в том, что в коре головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, и при развитии центра, управляющего пальцами руки, происходит усиление кровоснабжения и соответственно центра речи. Кстати, завязывать шнурки ребенок должен уметь уже в 4 года.
- Посмотрите на сроки появления звуков у ребенка в норме. Обратите внимание, что не положено ребенку в обязательном порядке с трех лет произносить Р.
Трехлетнего малыша с дислалией, логопед с чистой совестью может отправить «подождать годик». И желательно не слишком сильно давить на маленького ребенка «скажи РРРРР», его органы артикуляции физиологически не готовы к произношению столь сложного звука, он ради вас может перестараться и тогда получится горловой (велярный) Р, как более доступный, а исправить это сможет уже только логопед.
В зависимости от установленного диагноза, логопед вырабатывает разную тактику коррекции различных нарушений речи. Для исправления нарушений звуков одной группы достаточно 2—3 месяцев сотрудничества с логопедом, хотя иногда коррекция может длиться и полгода.
А вот нарушение произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы. В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух. В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.
Остались вопросы? Запишитесь на прием к логопеду!
Телефон для записи на прием (391) 200 — 50 —03
Подобед Сергей Олегович
Логопед-дефектолог
Стаж 33 года
Нарушения произношения отдельных звуков, нарушение произношения группы звуков; Нарушение определения и дифференциации звуков на слух и при письме; Недоразвитие фонетико-фонематических представлений; Общее недоразвитие речи; Моторная алалия.
Направление работы:Эксперт с большим стажем в вопросах логопедии, дефектологии и психологии. Автор более 35 методических пособий по развитию детей. Помогает устранить нарушения произношения отдельных звуков, нарушение произношения группы звуков; Нарушение определения и дифференциации звуков на слух и при письме; Недоразвитие фонетико-фонематических представлений; Общее недоразвитие речи; Моторная влалия; Сенсорная ялалия; Дизартрия; Сенсомоторная влалия; Ринолалия; Дисграфия; Неразвитость лексико- грамматических представлений; Затруднения формирования высказываний и составления законченных высказываний, рассказов;