ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
Возраст страхов у детей — это обычно 3-7 лет. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся темноты, больших собак, оставаться одни и т. д., и это нормальный процесс развития, через который просто нужно пройти, как прошли через период когда резались зубки или любой другой этап в жизни.
Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с игрушкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.
Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.
Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.
Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к гиперопеке, или непредсказуемы, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и появлению страхов.
Что поможет малышу справиться со страхами:
1. Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.
Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».
2. Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арт-терапии. Допустим, ребёнок боится врачей, тогда можно поиграть с игрушками в кукольную больницу, где ребенок побудет в роли доктора, а в другой раз в роль пациента. Во время игры показывайте через персонажей желаемое поведение и состояние, объясняйте как это он может сделать сам. Обязательно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.
3. Можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»
Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»
Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.
Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.
4. Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.
5. Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими словами, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т.д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.
6. Кроме того,полезно тщательно планировать мероприятия, где малыш может испугать, например, визит к стоматологу. Перед началом лечения познакомьте ребенка с доктором, обязательно назовите имя врача, предупредите его о страхах ребенка, и попросите уделить ребенку время до начала лечения, подробно рассказать, что и как будет происходить. Во время процедур будьте рядом , поддерживайте ребенка эмоционально, по возможности сохраняйте физический контакт. Важно чтобы ВЫ сами демонстрировали внутреннее спокойствие и уверенность, потому что дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых и легко их «считывают». После события запланируйте приятные события, подготовьте воодушевляющий подарок, создайте группу поддержки.
Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей
1. Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.
2. Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.
И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и позитивны, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.
Полезные книги по теме:
- Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
- Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
- В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
- С. Прокофьева «Машины сказки»
- Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»
И мультфильмы:
- «Птичка Тари»
- «Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
- «Быть отважным»
- «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.
Жукова Александра Анатольевна
Психолог
Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..
ПодробнееДиагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе