ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?

Возраст страхов у детей — это обычно 3-7 лет. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся темноты, больших собак, оставаться одни и т. д., и это нормальный процесс развития, через который просто нужно пройти, как прошли через период когда резались зубки или любой другой этап в жизни.

Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с игрушкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.

Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.

Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.

Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к гиперопеке, или непредсказуемы, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и появлению страхов.

Что поможет малышу справиться со страхами:

1.​ Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.

Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».

2.​ Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арт-терапии. Допустим, ребёнок боится врачей, тогда можно поиграть с игрушками в кукольную больницу, где ребенок побудет в роли доктора, а в другой раз в роль пациента. Во время игры показывайте через персонажей желаемое поведение и состояние, объясняйте как это он может сделать сам. Обязательно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.

3.​ Можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»

Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»

Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.

Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.

4.​ Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.

5.​ Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими словами, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т.д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.

6.​ Кроме того,полезно тщательно планировать мероприятия, где малыш может испугать, например, визит к стоматологу. Перед началом лечения познакомьте ребенка с доктором, обязательно назовите имя врача, предупредите его о страхах ребенка, и попросите уделить ребенку время до начала лечения, подробно рассказать, что и как будет происходить. Во время процедур будьте рядом , поддерживайте ребенка эмоционально, по возможности сохраняйте физический контакт. Важно чтобы ВЫ сами демонстрировали внутреннее спокойствие и уверенность, потому что дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых и легко их «считывают». После события запланируйте приятные события, подготовьте воодушевляющий подарок, создайте группу поддержки.

Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей

1.​ Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.

2.​ Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.

И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и позитивны, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.

Полезные книги по теме:

  • Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
  • Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  • В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
  • С. Прокофьева «Машины сказки»
  • Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»

И мультфильмы:

  • «Птичка Тари»
  • «Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
  • «Быть отважным»
  • «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе