ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВРЕТ?

 Если Вы видите, что ребенок начал ложь использовать во благо себе, то есть с корыстной целью, то есть, над чем подумать. Просто так ребенок не будет лгать, вынуждают его к этому сложившиеся обстоятельства. Значит, существует пробел в Ваших взаимоотношениях с ребенком.

Алгоритм действий простой:

1. Поймите причину лжи и проанализируйте её.

2. Подумайте, что  изменить в себе,  чтобы решить эту проблему.

3. Решите, чему  научите ребенка, чтобы ему хотелось  говорить правду.

Что вам может помочь?

  • Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна.

Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются,  то повода для лжи может никогда не возникнуть.

  • Прежде чем гневно наказывать за обман,   разберитесь в мотивах его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает обратная сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, человек - нет! 
  • Помните. Чем жестче Вы будете реагировать, тем чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания. Никогда не спекулируйте такими понятиями, «как люблю — не люблю». «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь близких.
  • Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника, боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Ты тупица! Вот я в твоем возрасте был отличником!». А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.  Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет.  «Я знаю, ты хороший, а твой поступок неправильный. Но это можно исправить».
  • При разговоре используйте «Я — выражения». «Когда я увидела в дневнике исправленные тобой оценки, то расстроилась. Я хотела, чтобы ты доверял мне.  Я прошу тебя в следующий раз  рассказать мне о своих трудностях, чтобы я могла тебе помочь. Мы вместе  что-нибудь придумаем, чтобы тебе было легче учится».
  • Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману — признание и исправление своих ошибок.
  • Учитывайте, что ребенок не сразу начнет различать понятия «ложь во благо» и  обычный обман. Помогите ему выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «Я не хочу такую игрушку!», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать просто: «Спасибо».
  • Полностью обман нельзя искоренить, но можно  объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». В таком случае очень важен пример самих родителей. Держите свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь. Если так окажется, то Вы сами солгали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.
  • Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своему ребенку, вникайте в его проблемы, интересуйтесь его  жизнью, чтобы он  чувствовали себя любимым. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

Остались вопросы? Запишитесь на консультацию к детскому психологу!

т. (391) 200—50—03

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Подробнее
Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе