9 ПРАВИЛ СЛОВА «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Самая распространенная жалоба родителей детей дошкольного возраста на приеме у психолога, на то, что малыш не слушается и нарушает запреты.
Предлагаем разобраться, почему это происходит и что с этим делать.
Одна из причин – слишком большое число запретов в жизни малыша. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.
Чтобы научить малыша правильно реагировать на слово "нельзя", нужно следовать нескольким важным советам:
- Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности ребенка, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, укусы или щипание людей. Все остальное, что не приносит вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома — можно.
- Установите разумное количество запретов. Если их будет слишком много, то это будет превышать способности ребенка и он просто не сможет их выполнить. Расставьте для себя приоритеты, выберите пять предметов из недозволенных. Например, стол (нельзя залезать), телевизор и балкон (нельзя без мамы), мобильный телефон, плита. Все другие рискованные предметы лучше просто уберите из поля зрения. После того как эти правила будут усвоены, вводите новые.
- Будьте готовы, что Вам придется многократно повторять запрет, и это не значит, что ребенок делает Вам «на зло», он еще не способен усваивать запреты с первого раза и любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле. Еще одна особенность восприятия запретов у детей в этом возрасте – неспособность переносить ситуацию на аналогичную.
- Давайте объяснение каждому своему "нельзя", даже если ребенок совсем маленький. Поясните, что розетку трогать нельзя, потому что там "живет ток, который очень больно кусается". Находите те доводы, которые действуют на Вашего ребенка, чтобы он сам не захотел делать что-то опасное. А еще учитывайте, что дети в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно.
- Сохраняйте спокойный тон, запрещая что-либо, и воспринимайте все происходящее с терпением и юмором. Помните, ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. Позволяйте ему делать собственные открытия.
- Правила должны выполняться обязательно. Все члены семьи должны поддерживать принятые запреты. Ребенок будет знать, что "нельзя" - это "нельзя", а не "ну, хорошо, сегодня можно". Иначе он решит, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности, а также получает отличный инструмент для манипулирования взрослыми, ими же любезно предоставленный.
- Никогда не наказывайте ребенка физически. Не нужно шлепать его по рукам, ногам, попе. Как только малыш начинает ходить, он становится исследователем. Ручки помогают узнать, что стол гладкий, ножки - что трава мягкая и холодная, а попа - что пол твердый. Если шлепать малыша, можно отбить у него здоровое любопытство.
- Превращайте "нельзя" в "можно". Рисовать на обоях нельзя, но зато можно в альбоме, нельзя выходить на балкон одному, но можно вместе с мамой. Еще дети прекрасно усваивают понятия "твое - мое". "Нельзя брать очки, потому что они — бабушкины, а можно куклу — она твоя", "Нельзя брать удочки, потому что они — папины, можно ведерко — оно твое", "Это твое, и без твоего разрешения мы тоже брать не будем".
- И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Внимательность, уважение, исполнение своих обещаний и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества. И со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.
Остались вопросы? Запишитесь на консультацию детского психолога. Телефон для записи: (391) 200-50-03
Жукова Александра Анатольевна
Психолог
Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..
ПодробнееДиагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе