7 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совет 1: Разговаривайте со своими детьми

Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше будет его пассивный словарь, из которого впоследствии развивается активный словарь. Все дети начинают говорить в разное время: одни к 2-4 годам могут связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Но если к трем годам ребенок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам за консультацией.

Многие родители делают ошибку, подражая речи детей, коверкают слова. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии трудно будет преодолеть.

Совет 2: Читайте детям сказки

Старайтесь побольше читать ребенку сказок, а затем разберите их вместе с ним, остановитесь на героях положительных и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом рассказать эту сказку бабушке, дедушке, папе. Этим самым они приобретают опыт пересказа.

Однако подбирать тексты для ребенка нужно очень осторожно:

  • они должны точно соответствовать произносительным возможностям ребенка;
  • они должны быть понятны детям, но не примитивными;
  • они не должны наносить вреда психике ребенка (не содержать насилия, не пугать).

Совет 3: «Проводите детям массаж рук и пальчиковые игры».

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдаются нарушения двигательной сферы. У таких детей развитие движений пальцев, пальчиковая гимнастика подготовят почву для последующего формирования и развития речи. Даже нормально развивающемуся ребенку будет полезен массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в стихотворном сопровождении не только разовьют мелкую моторику, но и умение слушать.

Пальчиковые игры

Начать тренировать пальцы ребенка можно уже в течение первых пяти месяцев. Упражнения рекомендуется выполнять каждый день не менее 2-3 минут. Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной и активной.

— Пассивная гимнастика

Пассивная гимнастика включает массаж кистей рук и упражнения. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрация. Массажные движения выполняются от кончиков пальцев до запястья.

— Активная гимнастика

Игры с детьми. Сложность упражнений выбирайте сами, в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка.

Совет 4: Рисуйте с ребенком

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин – неподготовленность мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных упражнений:

— «нарисуй узор по клеточкам», «соедини точки», «попади в цель», «лабиринты», «закончи рисунок», «выполнение штриховок», «графические диктанты».

Совет 5: Совмещайте речь с движением

Чтение стихов, потешек, шуток-прибауток, песенок совмещайте с движениями: рук, головы, наклонов, приседания, ходьбы и т.д.

Совет 6: Играйте с детьми

Общаясь с ребенком, вы можете использовать любые игры, комментируя свои действия.

Стройте игру с ребенком по правилам. Можно использовать такие игры, как:

— игры на классификацию (цвета, формы, размера и т.д.);

— игры - ассоциации («кто что ест?»; «кто где живет?»; «кто как передвигается?» и т.д.);

— «Доскажи словечко», «Положи в кузовок, все, что на ОК» и т.д.

Совет 7: Развивайте речевое дыхание

Развивая речевое дыхание, вы укрепляете здоровье детей, тем самым проводите профилактику респираторных заболеваний.

Игры «Ветерок», «Листопад», «Снежинки» и т.д.

Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и его личность будет более гармонично развита.

 

Попова Галина Андреевна

Логопед

Логопед высшей квалификационной категории. Стаж работы 40 лет.

Подробнее
Симптомы:

заикание, ребёнок не выговаривает звуки или плохо стоит предложения, ребёнок имеет маленький словарный запас

Направление работы:

Детская логопедия. Специализируется на речевой диагностике, коррекции звукопроизношения, занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Владеет методиками логопедического массажа.