7 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Совет 1: Разговаривайте со своими детьми
Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше будет его пассивный словарь, из которого впоследствии развивается активный словарь. Все дети начинают говорить в разное время: одни к 2-4 годам могут связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Но если к трем годам ребенок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам за консультацией.
Многие родители делают ошибку, подражая речи детей, коверкают слова. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии трудно будет преодолеть.
Совет 2: Читайте детям сказки
Старайтесь побольше читать ребенку сказок, а затем разберите их вместе с ним, остановитесь на героях положительных и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом рассказать эту сказку бабушке, дедушке, папе. Этим самым они приобретают опыт пересказа.
Однако подбирать тексты для ребенка нужно очень осторожно:
- они должны точно соответствовать произносительным возможностям ребенка;
- они должны быть понятны детям, но не примитивными;
- они не должны наносить вреда психике ребенка (не содержать насилия, не пугать).
Совет 3: «Проводите детям массаж рук и пальчиковые игры».
У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдаются нарушения двигательной сферы. У таких детей развитие движений пальцев, пальчиковая гимнастика подготовят почву для последующего формирования и развития речи. Даже нормально развивающемуся ребенку будет полезен массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в стихотворном сопровождении не только разовьют мелкую моторику, но и умение слушать.
Пальчиковые игры
Начать тренировать пальцы ребенка можно уже в течение первых пяти месяцев. Упражнения рекомендуется выполнять каждый день не менее 2-3 минут. Гимнастика для пальцев рук бывает пассивной и активной.
— Пассивная гимнастика
Пассивная гимнастика включает массаж кистей рук и упражнения. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрация. Массажные движения выполняются от кончиков пальцев до запястья.
— Активная гимнастика
Игры с детьми. Сложность упражнений выбирайте сами, в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка.
Совет 4: Рисуйте с ребенком
Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин – неподготовленность мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.
Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных упражнений:
— «нарисуй узор по клеточкам», «соедини точки», «попади в цель», «лабиринты», «закончи рисунок», «выполнение штриховок», «графические диктанты».
Совет 5: Совмещайте речь с движением
Чтение стихов, потешек, шуток-прибауток, песенок совмещайте с движениями: рук, головы, наклонов, приседания, ходьбы и т.д.
Совет 6: Играйте с детьми
Общаясь с ребенком, вы можете использовать любые игры, комментируя свои действия.
Стройте игру с ребенком по правилам. Можно использовать такие игры, как:
— игры на классификацию (цвета, формы, размера и т.д.);
— игры - ассоциации («кто что ест?»; «кто где живет?»; «кто как передвигается?» и т.д.);
— «Доскажи словечко», «Положи в кузовок, все, что на ОК» и т.д.
Совет 7: Развивайте речевое дыхание
Развивая речевое дыхание, вы укрепляете здоровье детей, тем самым проводите профилактику респираторных заболеваний.
Игры «Ветерок», «Листопад», «Снежинки» и т.д.
Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и его личность будет более гармонично развита.